Справочные материалы
Свечи зажигания
Зажигалки
|
|
Это — самая простая
свеча зажигания
|
|
Владельцы бензиновых автомобилей хорошо знают о важности такой
маленькой детали, как свеча зажигания. Особенно зимой. Единственная
искорка между ее электродами влияет на то, заведется в мороз
автомобиль, или нет. Но, может быть, лучше не доводить до того, что вы
окажетесь один на один с остывшим за ночь двигателем, а заранее
побеспокоиться о состоянии «зажигалок» для него?
|
Новинка иркутского рынка
— иридиевая свеча NGK Iridium Max с одним центральным и двумя
дополнительными боковыми электродами — специально для
автомобилей, оснащенных двигателями с непосредственным впрыском топлива
(GDI, D-4...)
|
Современные свечи зажигания по своей идеологии и конструкции мало чем
отличаются от тех, что были полвека назад. Главное их развитие идет по
пути совершенствования отдельных элементов конструкции, материалов и
технологии изготовления. Фактически большинство современных свечей
зажигания имеют классическую конструкцию с металлическим корпусом,
керамическим изолятором, электродами и контактным стержнем. Отличия
— в деталях. Так, еще несколько лет назад на вершине популярности
были много-электродные свечи, имеющие от двух до четырех боковых
электродов. Про них говорили, что они улучшают холодный пуск двигателя,
способствуют топливной экономичности и имеют больший ресурс. К счастью
или к сожалению, но верным оказалось только последнее утверждение. Дело
в том, что электрохимическая эрозия искрового заряда выбивает частицы
металла из центрального электрода, тем самым увеличивая искровой зазор.
А в многоэлектродной свече искра в таких случаях появляется от другого
бокового электрода, у которого зазор остался прежним, что и увеличивало
срок службы свечи в целом. Но при этом лишние электроды мешали
нормальному смесеобразованию, прикрывая очаг воспламенения. Да и тепло
они поглощали активнее, из-за чего свеча становилась
«холоднее». Наверное, поэтому сегодня такие свечи перестали
пользоваться высоким спросом, тем более, что и у одноэлектродных
свечей, благодаря новым материалам и технологиям, резко возрос срок
службы — так, платиновые свечи могут служить до 100 000 км
(против 15 000-20 000 у обычных). Интересно, что некоторые продавцы в
«Автограде» с энтузиазмом расхваливали именно
многоэлектродные свечи, утверждая, что все недостатки
«лишних» электродов надуманны. Однако почему-то предлагают
эти свечи, только узнав, в хорошем ли состоянии находится двигатель...
|
Иридиевая свеча для
двигателей, работающих на газе
|
Если вы тем не менее желаете взять именно такие свечи, то
довольствоваться придется Brisk Extra (примерно 70-80 руб/шт), Beru
Ultra X или NGK (около 170-180 руб/шт). Также многоэлектродные свечи
можно найти и на отечественные авто — комплект трехэлектродных
Master Sport или AV обойдется примерно в 200-210 руб.
А теперь о платиновых и иридиевых
свечах. Драгоценные металлы, которые применяют в их конструкции (и
которые дали им имя) позволили сделать эти свечи более долговечными. Но
из-за этого же они значительно дороже, причем настолько, что их
применение реально оправдано только на моторах, у которых затруднен
доступ к свечам и у которых одна только замена свечей будет обходиться
дороже их стоимости. При этом платиновые и иридиевые свечи испортить
некондиционным бензином можно так же легко, как и обычные. Да и вообще,
автопроизводители (в частности Toyota) рекомендует для
«простых» двигателей (вроде 4A-FE или 3S-FE) стандартные
свечи, а платиновые — на V-образные или форсированные (например
4A-GE). И «платину», и «иридий» в продаже можно
обнаружить под марками NGK или Denso. Причем Denso чуть дороже —
примерно 385-445 руб./шт. в зависимости от типа двигателя против
370-430 руб. за одну свечу NGK. Еще есть «драгоценные»
свечи Brisk, которые почти в два раза дешевле своих японских аналогов,
но они представлены только платиновыми свечами (с маркировкой
Platinum), и оцениваются в 205 руб. за штуку.
|
Иридиевая свеча NGK Iriway
для спорта и любителей агрессивного вождения
|
Своего рода компромиссом между платиновыми и обычными можно считать
свечи с серебряным центральным электродом. Серебро, также как и платина
(и иридий), устойчивее к эрозии, хотя и в меньшей степени, но при этом
и стоимость их не такая высокая, как у платиновых. Вот только в продаже
«серебряных» свечей почему-то немного. По большому счету
рыночная ниша между дорогими платиновыми/иридиевыми и обычными свечами
почти пуста: Bosch Silver в продаже встретить практически невозможно
(эта марка вообще сильно сдала свои позиции у нас), а Brisk Silver
предлагается в ограниченном числе торговых точек (в основном в
павильонах сети магазинов «Резонанс»). Их стоимость такая
же, как и у многоэлектродных свечей — примерно 70-80 руб. за
штуку.
|
Промышленная свеча HGK (для
компрессорных установок и т.п.)
|
В отдельную группу выделим свечи для автоспорта и просто для любителей
агрессивного вождения. Это специальные модели иридиевых свеч от NGK
— Iritop, Irimac и Iriway, а также бесконтактные (т.е. свечи без
бокового электрода) Brisk Premium. Первые внешне практически ничем не
отличаются от обычных иридиевых свечей, но стоят еще дороже —
примерно от 650 руб. за штуку (некоторые модели оцениваются и того
больше — свыше полутора тысяч!). Наиболее полный их выбор можно
найти в павильонах фирмы «Автон». Brisk Premium,
естественно, дешевле — примерно 290 руб./шт.
|
Свеча NGK для японских
двигателей старой конструкции
|
Что же касается обычных свечей зажигания, то здесь необходимо отметить
некоторую брэндовую перетасовку ассортимента. Так, свечи Bosch, как уже
говорилось, уходят с нашего рынка. То же самое можно сказать и о свечах
Champion (которые и так не были в фаворитах). Очень непросто найти
свечи Beru — в «Автограде» их более-менее приличный
выбор нашелся в павильоне ИП «Диски». Несколько заметнее
представлены немецкие свечи Finwhale и отечественные APS. Но и те, и
другие рассчитаны в основном на отечественные автомобили да некоторые
европейские иномарки (в основном устаревших моделей), среди которых,
тем не менее, есть еще вполне современные Volkswagen и даже BMW
(интересно, есть ли в Иркутске хотя бы один владелец BMW, который
ставит на свой автомобиль свечи APS?). Нет, мы не хотим сказать, что
эти свечи плохие. Просто они рассчитаны на старые машины, к которым
можно отнести даже новую «Ладу» — конструкция-то не
один десяток лет разменяла! Главный плюс таких свечей — цена.
Finwhale, к примеру, можно купить по 190-250 руб. за комплект из 4-х
штук (на «классику» дешевле, на «Самары»
дороже) и за 270 за комплект для «Газели». APS еще
доступнее — 120-155 руб./комплект (столько же стоят и Bosch для
ВАЗов, производимые на заводе APS, принадлежащем Bosch). С ними могут
соперничать только Brisk Classic по 30 руб./шт.
Взаимозаменяемость
основных типов свечей
|
Рис. 1 Вид загрязнений свечи
при нормальном состоянии двигателя
|
|
Рис. 2 Матовая черная копоть
на свече
|
|
Рис. 3 Черный маслянистый
нагар на свече
|
Свечи зажигания альтернативных производителей в основном представлены
не в «Автограде», а на уличных рынках, вроде
«Знаменского» или «Меридиана». Так, в БУМе и в
Торговом Центре «Знаменского» нашелся ассортимент
отечественных свечей из Энгельса (от 100-110 руб. за комплект), а также
под марками APS и AV (последние — 160-210 руб/комплект). Причем
AV за 210 руб обозначены на ценнике как трехлепестковые — что
подразумевает наличие трех электродов. При таком ценообразовании
— когда одна свеча стоит порой чуть более 20 руб., владельцам
«нашемарок» можно вообще не заморачиваться долговечностью и
ресурсом, меняя свечи хоть ежемесячно!
|
Рис. 4
Толстый слой рыхлых отложений на свече
|
|
Рис. 5
Отложения красного цвета
|
|
Рис. 6
Оплавление центрального электрода
|
Нашлись на «Знаменском» и платиновые свечи — под
маркой немецкой MS (Master Sport) — по цене 440 руб за штуку. При
этом выглядят они как обычные, с «толстым» центральным
электродом.
Владельцам праворульных
«японок», использующих японские свечи, такие цены, конечно,
могут только сниться. Но при базовой стоимости тех же NGK и Denso в
пределах 75-105 руб. и их можно менять достаточно часто: раз в сезон
или раз в полгода.
А в этом месте было бы логично
рассказать о том, как правильно подобрать свечу зажигания: по диаметру
и длине резьбовой части, по калильному числу, и вообще о том, где их
можно купить. Но зачем? Во-первых, в любой инструкции по эксплуатации
автомобиля можно найти заводские рекомендации по применению тех или
иных свечей зажигания, отступать от которых не рекомендуется.
Во-вторых, сегодня свечи можно найти практически на любой станции
замены масел: так, к примеру, на СТО «Мир Автомасел» можно
подобрать свечи NGK. На СТО «Гордэр» (рынок Павловский) к
ним добавляются Denso (от 103 руб. за простые свечи, от 413 руб. за
иридиевые NGK и 586 руб — Denso). А в компании
«Фильтр» кроме этих брендов есть еще свечи Brisk всех видов
(кроме безэлектродных). Ну и в третьих, в любом приличном павильоне или
магазине вам могут подобрать нужную свечу по каталогу. А туда, где нет
каталога, лучше и не ходить — мало ли что подсунут!
Таблица 2. Определение
состояния двигателя по виду свечей зажигания |
Вид загрязнений свечи |
Возможная причина |
Сопутствующий признак |
Способ устранения |
Тонкий слой светло-серого или
светло-коричневого налета (рис. 1) |
Двигатель находится в исправном состоянии.
Свеча соответствует двигателю по калильному числу. |
Расход топлива, моторного масла и
токсичность ОГ соответствуют норме. |
Очистить свечи от налета и при
необходимости отрегулировать искровой зазор. |
Матовая черная копоть (рис. 2) |
Неправильная регулировка карбюратора или
угла опережения зажигания. |
Повышенный расход топлива, снижение
мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен
пуск. |
Отрегулировать карбюратор или зажигание. |
|
Низкая компрессия из-за негерметичности
клапанов или износа цилиндро-поршневой группы. |
|
Отремонтировать двигатель. |
|
Загрязнение воздушного фильтра. |
|
Заменить фильтр. |
|
Неправильная установка искрового зазора. |
|
Отрегулировать искровой зазор. |
|
Трещина в изоляторе. |
|
Заменить свечу. |
|
Калильное число свечи больше необходимого
для данного двигателя. |
|
Заменить свечу. |
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 3) |
Попадание масла в камеру сгорания. |
Повышенный расход масла, неустойчивая
работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. |
Заменить маслосъемные колпачки клапанов или
кольца поршней. |
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 4) |
Низкое качество бензина или масла. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить топливо или моторное масло.
Промыть систему смазки. |
Отложения красного цвета (рис. 5) |
Превышение допустимых норм концентрации
металлосодержащих присадок в бензине. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить топливо. |
Оплавление, выгорание электродов (рис. 6),
трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 7) |
Калильное число свечи меньше необходимого
для данного двигателя. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить свечу |
|
Неисправность системы охлаждения. |
Перегрев двигателя. |
Найти и устранить неисправность системы
охлаждения. |
|
Слишком большой угол опережения зажигания. |
Детонация в цилиндрах (характерный
металлический стук). |
Отрегулировать угол опережения зажигания. |
|
Применение низкооктанового топлива. |
Заменить топливо. |
|
Рис. 7Разрушение теплового
конуса изолятор
|
Кстати, не многие представляют, в насколько сложных условиях работает
свеча зажигания: диапазон температур в камере сгорания изменяется от 70
до 2500С, давление газов достигает 50-60 бар, напряжение на электродах
может доходить до 20 кВ и даже выше. К тому же выходящая в камеру
сгорания часть свечи подвергается еще и химическому воздействию
продуктов сгорания. В таких условиях любой нюанс качества может сыграть
свою положительную или отрицательную роль. Но именно качество чаще
всего нельзя проверить при покупке свечи в магазине — все
остальное можно подобрать. Так что мы можем посоветовать регулярно
следить за состоянием свечей зажигания, вовремя менять их, а покупать
свечи только в заслуживающих доверие магазинах и павильонах —
обидно ведь оказаться среди зимы возле застывшего авто, у которого и
масло в двигатель залито синтетическое, и аккумулятор еще полон сил, а
вот свечки оказались «левыми»...
Игорь Севернов
|